Поиск

Фото

Формирование доступной среды. Образование

30 ноября 2018, 16:10

Им нужно чуть больше времени для того, чтобы адаптироваться в этом мире. На них нужно потратить чуть больше сил, уделить чуть больше внимания. 76 детей с ограниченными возможностями здоровья в Тазовском районе сегодня воспитываются и обучаются наравне со всеми. Это стало возможным, благодаря внедрению инклюзивного образования в систему обучения. 

Им всё хочется потрогать, пощупать, попробовать на зуб. Они, как и все дети, любопытны и любознательны. В один из дней, например, малыши узнавали, чем отличаются мухоморы от лисичек. А развить мелкую моторику помогают практические занятия - дети собирают аппликации. Это занимает несколько минут, отмечают тьюторы, а радости у малышей от самостоятельной работы - на целый день. 

"Я замечаю каждый раз за ребёнком, когда мы занимаемся, у него появляются новые умения, навыки. Благодаря тому, что специалисты поочерёдно занимаются с ними, работа проходит эффективно", - объясняет Лилия Цыбульская, тьютор детского сада «Радуга».  

Для детей с ограниченными возможностями здоровья в «Радуге» сформирована отдельная группа. Там всё оборудовано в соответствии с их потребностями. Игровая комната ничем не отличается от других, а вот спальная зона совмещена со спортивной. Все снаряды - специализированные.

"Самое популярное у детей любого возраста - это качели. Здесь они необычные, направлены на координацию движений. В движении они выполняют различные круговые упражнения. Также им нравятся брусья, нравится ползать, перепрыгивать, лазить", - отмечает Дмитрий Ренёв, инструктор по физкультуре детского сада «Радуга». 

А ещё кочки для развития мышц стопы и массажные шары. Заниматься ребята любят. В целом на физкультуру каждый день уходит около получаса. Инструктор добавляет, что зачастую малыши занимаются в спортзале. Принимают участие в общих мероприятиях и социализируются.

"Вместе играем в мячи, догонялки, обычное ОФП проводим. С ребёнком, которому необходимо развитие каких-либо физических качеств, проводятся отдельные занятия", - рассказывает Дмитрий Ренёв.

Сенсорная комната, по признанию педагогов, одно из самых любимых мест их воспитанников. Недавно там появился мультимедийный стол. Рисовать, стирать и снова рисовать на самой доске, а можно на песке - это всё «внутренности» стола. На поверхности же бытовые приборы, с которыми дети сталкиваются ежедневно. Наглядное объяснение «что зачем и почему» существенно упрощает работу, отмечает педагог-дефектолог. 2262

"Это у нас такая творческая лаборатория, там проводятся занятия с двух лет. Занятия на мелкую моторику, память, внимание, мышление, на цвет, форму", - уточняет Елена Лымарь, педагог-дефектолог детского сада «Радуга».  

Вообще приборов, помогающих развивать у детей тактильные ощущения, зрение и логику в «Радуге» около десятка.

На сегодняшний день детский сад обеспечен всем, что может помочь педагогам качественно обучать детей с ограниченными возможностями здоровья новым навыкам и развивать их. Сегодня такие занятия ведутся с 11-ю малышами.

Маленький ребёнок с большой силой воли. У Тимура время индивидуальных занятий. Ещё 10 месяцев назад он не мог сидеть и держать предметы без посторонней помощи, сегодня - берёт новые высоты. Учится различать цвета, формы, разрабатывает моторику. Впрочем, и сейчас без поддержки взрослых Тимуру не обойтись. В особенности без Ольги Родичевой. Она - тьютор детского сада «Белый медвежонок».

"У меня есть общее педагогическое образование, но с ним я не могла работать тьютором, поэтому прошла специальную профессиональную переподготовку и с 1 декабря вышла на работу", - объясняет Ольга Родичева, тьютор детского сада «Белый медвежонок» села Газ-Сале.    

В присутствии тьютора Тимур занимается и с другими специалистами - психологом, логопедом, инструктором по физкультуре. Любые движения и упражнения - под контролем наставника. Совместная работа всех педагогов помогает добиваться положительной динамики развития детей с ограниченными возможностями здоровья. 

"У нас уже есть успехи в этом плане - если раньше мой подопечный не мог щечками подвигать, сейчас уже может их надувать. Он не мог губками сделать простые движения, сейчас мы уже пытаемся дуть, ведь вся человеческая речь устроена на выдохе", - отмечает Ирина Литвинова, логопед детского сада «Белый медвежонок» села Газ-Сале. 

Помимо стандартного набора - вертикализатора, ходунков, инвалидной коляски, педагоги внедряют и свои методики. Логопед Ирина Литвинова, например, практически устраивалась на работу со специальным массажёром. Вещь незаменимая, уверяет специалист.

"Для восстановления мышечного тонуса я применяю ДЭНАС-терапию. Это известный метод, универсальный. Для восстановления тонуса мышц рук, ног и артикуляционного аппарата. Им пользоваться нужно совсем немножко, курсами, сеансы по 2 недели с перерывом", - объясняет Ирина Литвинова. 

"Задача тьютора - сопровождать. Помогать освоить то, что ребёнок ещё не может делать", - поясняет Лариса Ставская, тьютор Тазовской средней школы. 

Один из тех, кто нуждается в тьюторском сопровождении - второклассник Толя. Лариса Ставская занимается с ним уже год. Раньше была со своим подопечным практически на каждом уроке, сегодня это скорее исключение, чем правило. 

"Сейчас у нас замечательная коляска, он сам передвигается так, что ему даже помощь не нужна. На некоторых уроках он тоже может заниматься самостоятельно, потому что уже перелистывает страницы, делает, что ему нужно сам", - рассказывает Лариса Ставская. 

Лариса Ставская признаётся - хочет стать для своих подопечных совсем… не нужной. Желание для человека - странное. Впрочем, для специалиста её профиля это станет главным показателем успеха ребёнка.

В Газ-Салинской средней школе стараются обеспечить доступность образования для всех детей ещё с порога. Рядом с деревянными и немного износившимися ступеньками - железный пандус. Изначально он запроектирован не был, оно и понятно - дети там обучаются не первый десяток лет. Впрочем, несмотря на это, основной набор оборудования для детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении уже есть. 

"На первом этаже у нас есть телефон для слабовидящих. Кругом расположены знаки, причём и светоотражающие тоже, знаки оказания первой медицинской помощи, пожарной безопасности. Также на первом этаже и в кабинетах, где эти дети чаще всего бывают, есть разметка", - рассказывает Галина Чернова, заместитель директора Газ-Салинской средней школы.

Совсем скоро в школе появятся два тренажёра для развития физической активности у детей с особенными потребностями. Скорее всего, установят их в спортивном зале. Так что и уроки физкультуры станут доступнее. Также доступнее педагоги стараются сделать и второй этаж средней школы. Для некоторых учеников даже один лестничный пролёт - непреодолимое препятствие. Поэтому учителя сопровождают школьников, нуждающихся в этом, на урок и с него.  

"На сегодняшний день у нас в школе 6 детей, которые относятся к данной категории. Конечно, к ним особое пристальное внимание, мы своих деток знаем всех пофамильно. Знаем, кто чем дышит, кто чем занимается. Для них созданы условия не то что доброжелательные, а почти семейные", - отмечает Галина Чернова.

С таким же трепетом и любовью к детям относятся и в учреждениях дополнительного образования. Эти объекты также постоянно совершенствуются технически. Например, вход Тазовской детской школы искусств оборудован пандусом. Дальше - больше. В следующем году там появится и оборудование для особенных посетителей.   

"Появится кнопка вызова «Универсал» для любой категории граждан инвалидов при входе, также световые маяки, информационное табло, информационные стенды, бегущая строка. Ещё будет информационный сенсорный киоск для предоставления информации всем категориям инвалидов", - рассказывает Дарья Паульс, заместитель директора Тазовской детской школы искусств.

Для того чтобы людям с ограниченными возможностями здоровья стали доступнее культурные и спортивные объекты, в 2015 году была составлена специальная дорожная карта. Оснащение всех учреждений проходит поэтапно. В этом году работы велись в газсалинском Доме культуры.  

"Ежегодно проводятся мероприятия по адаптации учреждений культуры для людей с ограниченными возможностями здоровья. Примерно процентов на 70 эти учреждения оснащены специализированными приспособлениями, которые бы могли помочь инвалидам принимать участие в культурных мероприятиях", - поясняет Татьяна Спиридонова, специалист отдела Управления культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики и туризма. 

Многие учреждения культуры уже оборудованы всем необходимым. К примеру, Районный Дом культуры готов принять гостей - колясочников, а также слабовидящих и слабослышащих.

"Когда на любое мероприятие придут люди с ограниченными возможностями здоровья, наш Дом культуры обеспечен пандусом, сигнальной кнопкой, чтобы мы людям помогли. Также у нас есть устройство - лестничный подъёмник, который гусеничный. Туалетные комнаты также оборудованы", - уточняет Вероника Ткаченко, культорганизатор Районного Дома культуры. 

По словам специалистов, сегодня 90% объектов культуры готовы принять инвалидов-колясочников, что же касается других категорий граждан с ограниченными возможностями здоровья, то здесь ещё есть над чем работать. 

"Объекты культуры в части для инвалидов по зрению на сегодняшний день оборудованы на 41,6%,  то есть это 5 объектов из 12. Для инвалидов, у которых ограничение по слуху - только 50%, это 6 объектов из 12. Для инвалидов-опорников, у кого проблемы с конечностями верхними и нижними, все 12 объектов культуры полностью оборудованы. На последующие годы всё расписано, подразумевается финансирование, и объекты идут целенаправленно к своей доступности для всех категорий граждан, проживающих в нашем районе", - объясняет Светлана Бережнова, начальник отдела департамента социального развития Тазовского района.

Этот звуковой маяк с датчиком движения находится в спортивном зале «Молодёжный». Он, как и другое оборудование для маломобильных граждан, появился в прошлом году. Знаки для людей с ограниченными возможностями здоровья, таблички со шрифтом Брайля и сигнальный приёмник - всё это имеется в полном объёме.

Если со знаками и табличками всё просто, - легко прикрепить, не нужно дополнительно обслуживать - то вот с техникой уже сложнее. С её установкой может справиться только профессионал

"Нужно связаться с такими специалистами, чтобы пришли и установили. Что смогли, то установили, а дальше не наша работа", - объясняет Огтай Пашаев, заведующий спортивного зала «Молодёжный».

Не так давно новое оборудование для маломобильных северян появилось и на Тазовской лыжной базе. Там установлены знаки, таблички, сигнальная кнопка и информационный стенд. Точно также оборудована и Газ-Салинская лыжная база. 

"Разработана программа - «дорожная карта» по реабилитации, по оснащению объектов социальной сферы. То, что было необходимо и на сегодняшний день запланировано - всё выполнено полностью. То есть задача к 2019-20 году - оснастить полностью все 100% объектов социальной сферы", - рассказывает Игорь Алеев, директор «Центра развития физической культуры и спорта». 

В целом, все социальные объекты Тазовского района должны быть полностью оборудованы для людей с ограниченными возможностями здоровья до 2025 года. Возможно, эта отметка и станет той чертой, которая будет стёрта, и доступное многим станет доступным каждому. 

©СМИ «ТВ Студия Факт»

Вернуться к списку «Репортаж»


Ссылки по теме:
[14.12.2018] В Тазовском подвели итоги муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников (Основные новости)
[13.12.2018] Турнир знатоков Конституции прошёл в Тазовской школе-интернате (Основные новости)
[13.12.2018] Воспитанники тазовских и газсалинских детских садов приняли участие в игровой программе «Светофорик» (Основные новости)
[12.12.2018] Новый окружной образовательный проект «Открытый лекторий» начал работу в Тазовском районе (Основные новости)
[11.12.2018] В Тазовском суде провели экскурсию для школьников (Основные новости)
[06.12.2018] 152 тазовских выпускника написали итоговое сочинение (Тема дня)
[05.12.2018] Ученица Тазовской школы-интерната стала дипломантом V Независимой детской литературной премии «Глаголица» (Основные новости)
[05.12.2018] В детском саду «Оленёнок» появился новый проект «Лидер во мне» (Основные новости)
[28.11.2018] Детскому саду «Радуга» исполнилось 5 лет (Основные новости)
[20.11.2018] В Департаменте образования района подвели итоги традиционного конкурса экскурсоводов музеев и музейных комнат (Основные новости)

Партнеры

Тазовский район

Реклама