Ежедневно в Гыданской школе-интернате работают 19 творческих объединений. Есть и новые, и долгожители. Самые популярные - спортивные и краеведческие.
Он знает, что из рода млекопитающих. Семейства Зайцевых. Домашний. Декоративный. Кролик Оптимус сегодня ровно 3 месяца, как слушает школьную программу по природоведению. Ведь учебный кабинет - его дом.
Убрать опилки, постелить свежие, насыпать корм, налить воды. Простые действия, которые воспитывают в людях самые добрые качества. За ушастым ухаживают по очереди. Есть расписание. В награду - возможность подержать на руках. Просто так приходить и гладить не разрешается. Живой уголок - это инновационный для Гыды проект дополнительного образования. Там детей учат не только ухаживать за животными, но и планировать на это расходы. В 2020 году дети и педагоги выиграли окружной грант по школьному бюджетированию. На 350 тысяч рублей закуплены клетки, аквариумы, корм… Первыми в классе поселились кролик, черепаха и рыбки. На очереди хомяки и попугаи. Ещё одно новое направление допобразования - «Рыбалка и бурановедение».
"И дети наши выезжают на рыбалку - на 3-4 часа… Пишется приказ, проводим инструктаж на каждый выезд. Сегодня этот кружок посещают 12 человек, но, когда мы выезжаем за пределы села именно на рыбалку, по 6 человек. Чтобы учителю было спокойнее. 12 человек не всегда уследишь. Они много не ловят для себя - для удовольствия. Где-то что-то мастер-классы проводят", - рассказывает Наталья Герасимова, заместитель директора Гыданской школы-интерната.
В Гыданской школе-интернате работают 2 десятка объединений. Научные, художественные, спортивные и краеведческие. Ежедневно их посещают 400 детей. Это каждый второй ученик. Кружок-долгожитель - «Юный музеевед». Ему более 10-ти лет.
Татьяна Яр - заведует местным музеем. Её стараниями там собрано 99% экспонатов. Словно живые застыли бурый медведь, олень, птицы… Есть кости мамонта, которые после летних каникул в родительском чуме туда привозят сами ученики. Такой вот подарок учителю к 1 сентября. Лекция в этот день - тоже про тундру. Вернее про обычаи и приметы.
"Нельзя совать в рот палец. А ещё, если упала рыба, нельзя её поднимать, нужно кинуть её около печки", - поясняет Валентина Салиндер, ученица Гыданской школы-интерната.
"И ещё во время еды болтать ногами нельзя. Нож, когда упадёт - к беде. А ложка, когда упадёт - кто-то придёт. Мужчине в тундре запрещено убивать медведя. А если убил медведя, надо закрывать его глаза тряпочкой и зашивать пуговицей, чтобы он не увидел, кто его убил. Посуду мыть нельзя мужчинам, потому что станет плохим охотником", - объясняет Алексей Яр, ученик Гыданской школы-интерната.
В музее более 300 экспонатов. Его хранительница мечтает оживить всю эту древность при помощи современных технологий. Например, кинотеатра 5D.
"Я, например, мечтаю, что, когда в музей ко мне зашли, чтобы был видеозал на шевелящихся креслах. Как будто дети едут на оленях, вот так фильм посмотрели минутки 3… И потом заходим в сам музей. Допустим что-то световое - северное сияние там светило. Мечтаю", - рассказывает Татьяна Яр, заведующая музеем Гыданской школы-интерната.
Мечтают в Гыданской школе-интернате и возобновить некогда популярное объединение «Повар». Сейчас нет специалиста. А вот педагогов, которые научат детей не бояться сцены, уже нашли. В этом году там появится собственный театр. Планируется, что первый спектакль поставят по одной из сказок коренных жителей Севера. Он будет на ненецком языке.